Кремль
Могучая крепость в сердце города имеет давнюю историю. Первые упоминания о деревянном детинце относятся к 1044 г. К 1116 г. он был заменен каменным кремлем современных масштабов, ставшим в XV в. военно-оборонительным и религиозно-административным ядром Новгорода.
Сейчас цитадель является частью Музея-заповедника, в толще стен и части сохранившихся башен проложен экскурсионный маршрут, демонстрирующий фортификационные конструкции и старинное оружие, а также панорамный вид на реку и архитектурные достопримечательности с 40-метровой высоты.
В 1992 г. комплекс Кремля с внутренними постройками внесен в памятный список мирового наследия ЮНЕСКО.
Софийский собор
Величественный шестикупольный собор является древнейшей церковью России. Возведенный в 1045—1050 гг. как княжеский храм, он поражает воображение масштабной соразмерностью, сочетающей византийскую монументальность с гармоничной пластикой древнерусского каменного зодчества.
Убранство церкви представляет отдельный исторический и художественный интерес – западный портал украшают знаменитые средневековые Магдебургские врата, в интерьере сохранились фрагменты стенописи ХI в., здесь же находятся редкие иконы, драгоценная утварь и реликвии. Собор принадлежит Церкви, однако остается главным экскурсионным объектом города.
Звонница Софийского собора
Отдельно стоящая звонница Софийского собора предположительно возведена в XV в. и входит в число выдающихся памятников кампанологии. Белокаменная двухъярусная стена с арочными проемами и граненой маковкой на глухом барабане, украшающая кремлевский ансамбль, положила типологическое начало новгородским подколоколенным сооружениям и воспроизведена в ряде монастырских построек.
Софийский колокольный звон прославлен на весь мир благодаря музыкальным произведениям великого композитора и новгородского уроженца С.В. Рахманинова. Сейчас звонница, помимо прямого назначения, размещает коллекцию больших и малых колоколов XVI-XVII вв., а в летнее время служит смотровой площадкой.
Церковь Андрея Стратилата
Небольшой одноглавый белокаменный храм в южной стороне Новгородского детинца известен как единственная в своем роде придельная, то есть возникшая на базе вспомогательного объема, церковь.
История ее, относящаяся к XV-XVII в., связана с обрушением основного храма в честь Бориса и Глеба, и перестройкой уцелевшего придела памяти св. Андрея Стратилата в самостоятельный объект.
Прямоугольная одноглавая церковь с коробовым сводом увенчана двускатной кровлей, своеобразие которой придает однопролетная звонница с плоским арочным проемом. В 2000—2004 гг. проведена реставрация, в ходе которой раскрыты и укреплены древние фрески. Храм имеет музейное назначение.
Владычная палата
Владычная палата представляет собой уникальное для Древней Руси сооружение в стиле кирпичной готики, возведенное при участии немецких мастеров в первой половине XV в.
Двухэтажная с цокольным ярусом постройка включает верхний парадный зал с отдельным порталом входа на фасаде, нижний служебный этаж и подвал. Фасад отделан вимпергами и прямоугольными контрфорсами, интерьер впечатляет расписным нервюрным «граненым» сводом, давшим Палате второе название – Грановитая.
Сейчас в древних стенах расположились экспозиции Музея-заповедника, посвященные истории здания и ювелирному искусству VI–XVII вв.
Памятник «Тысячелетие России»
Грандиозный монумент в форме колокола на гранитном основании установлен на территории Кремля в 1862 г. по указу императора Александра II.
Детально проработанная композиция, созданная по проекту художника М.О. Микешина скульптором И.Н. Шредером и архитектором В.А. Гартманом, увековечивает в горельефах и скульптурных группах 128 эпических и реальных персонажей российской истории.
Наверху расположен шар державы, увенчанный фигурами ангела и коленопреклоненной женщины, что символизирует главенство самодержавной государственности и православия.
Здание Присутственных мест
Приказная палата воеводского управления XVI в. при перестройке в XVIII-XIX вв. приобрела классицистический облик с тремя ризалитами, карнизами и рустованным первым этажом. Презентабельное здание приятных пропорций оживлено парадным входом с высокими ступенями, дополненным в 1958 г. компанией бронзовых львов, вывезенных из поместья графа А.А. Аракчеева.
Внутри размещаются экспозиции кремлевского музея-заповедника. «Русская икона XI-XIX вв.» представляет драгоценные древнейшие образа, «История Новгородских земель до XVII в.» — художественные и этнографические раритеты, в числе которых каменные идолы, резные скульптуры и берестяные грамоты.
Часозвоня
Белокаменное сооружение с занимательным названием возведено в 1673 г. и представляет собой столп, оснащенный часами с четырьмя циферблатами, сориентированными по сторонам света, и небольшим колоколом, отбивающим время.
Деревянное навершие часовой башни, утраченное в годы войны, восстановлено в 80-е гг. ХХ в. согласно старинным изображениям, на которых луковичная маковка опирается на глухой барабан и завершается рядами кокошников.
Механические часы с заводом недавно заменены электронным механизмом. Несколько накренившийся силуэт Часозвони, самого высокого сооружения Детинца, стал одним из растиражированных символов древнего города.
Детский музейный центр
Отделение Музея-заповедника привлекает экспозицией «Город мальчика Онфима», которая знакомит посетителей с жизнью средневекового города от лица реального 7-летнего мальчика, жившего в XIII в.
Выставка включает в себя динамические ряды, где можно упражняться в прядении и ткачестве, археологии, строительстве, умении играть на гуслях и писать палочкой на восковых табличках.
В соседних залах проходят сменные художественные выставки с приоритетом детско-юношеского творчества, работает кукольный театр. Центр предлагает образовательные программы, концерты, театрализованные экскурсии, участие в играх и праздничных мероприятиях.
Церковь Феодора Стратилата на Ручью
Храм 1360-61 гг. — самобытный образец раннего новгородского каменного зодчества. Одноглавая церковь с многосветным центральным объемом и посводовым покрытием кровли оформлена трехлопастными фасадами с высокими лопатками и органично завершена пониженным полукруглым объемом апсиды.
Поверхность стен прорезана узкими стрельчатыми окнами, украшена аркатурными поясами и разорванными арочками, резными голгофскими крестами. Одноэтажная трапезная и трехъярусная шатровая колокольня пристройки XVII в. усложняют композицию, несколько изменяя масштаб восприятия.
В интерьере частично сохранились росписи византийского стиля, имеющие очевидное сходство с работами Феофана Грека. Церковь входит в состав Музея-заповедника и охраняется ЮНЕСКО.
Музей изобразительных искусств
Музей изобразительных искусств занимает прекрасный особняк в центре города — здание Дворянского собрания, построенное в 1851 г. для торжественных приемов и общественных мероприятий.
В 1957 г. сооружение было органично реконструировано в ампирной манере, надстроен третий этаж, возведен монументальный восьмиколонный дорический портик, изменена внутренняя планировка.
В 2001 г. здесь разместился Музей изобразительных искусств с содержательной коллекцией русской живописи, портретной миниатюры, графики и скульптуры XVII-XX вв. Большой интерес вызывает академическое полотно Б.П. Виллевальде «Открытие памятника 1000-е России в 1862 г.», датируемое 1864 г.
Присылаем только по делу,
оповестим о снижении цены