Сусанинская площадь – исторический и топографический центр города с регулярной парадной застройкой в стиле провинциального классицизма. Архитектурной доминантой многоугольной площади, собирающей в одну точку веер улиц-лучей, стало утилитарное сооружение – пожарная каланча.
Постройка представляет собой возведенный в 1824-27 г. прямоугольный объем с шестиколонным портиком композитного ордера и классическим фронтоном. Венчает его пирамидальная вышка с караульней, обнесенной балюстрадой, по бокам расположены симметричные крылья пожарных депо с арочными воротами.
Здание представительно оформлено в желто-белой гамме. Сейчас в архитектурном памятнике находится музей пожарного дела.
Первый монумент в честь костромского крестьянина, отдавшего жизнь за царя, был воздвигнут на центральной площади города в 1851 г.
Колонна, возносящая вверх бюст спасенного монарха, с коленопреклоненным героем и рельефной композицией у подножия была снесена в 1918 г., новый памятник, сооруженный в 1968 г. сдвинут по осевой линии к береговому возвышению, увеличенному подсыпкой.
Обращенная к волжским просторам монументальная фигура в длинных одеждах и с посохом, выполненная из светлого камня, стоит на гигантском пьедестале с памятной надписью как воплощение патриотической национальной идеи.
Небольшое, но пышное ампирное здание выстроено на главной площади по проекту губернского архитектора П.И. Фурсова, мастера зрелого классицизма, в 1823-26 гг.
Это гауптвахта, или помещение главного караула, что замыкало перспективу главной дороги, ведущей от набережной Волги и Московской дорожной заставы. Эффектный особняк под вальмовой кровлей имеет парадный облик за счет мощного дорического шестиколонного портика под сложным антамблементом, обильного структурного декора и лепных украшений воинской тематики.
Постройка, отреставрированная в 1954 г. с восстановлением чугунной ограды и интерьеров, используется под военно-историческую экспозицию краеведческого музея.
Сооружение фланкирует кварталы, выходящие на центральную площадь, формируя торжественный ансамбль. Здание казенных учреждений возводилось в несколько этапов при участии губернских архитекторов Н.И. Метлина и П.И. Фурсова в первой половине XIX в. и являет яркий пример репрезентативного классицистического решения.
Торжественный декор в центре главного фасада представляет собой крупный выносной портик с парой сдвоенных ионических колонн на арочном постаменте-воротах. Портик увенчан фронтоном, первый ярус здания рустован, окна декорированы лепниной. Колористическая отделка и чугунная ограда здания, принадлежащего мэрии, вторят общему архитектурному облику застройки.
Городской усадебный особняк генерал-лейтенанта С.С. Борщова, выстроенный в 1819-24 гг. архитектором Н.И. Метлиным в стиле позднего классицизма, создает атмосферу дворцового великолепия.
Величественный образ двухэтажного здания с высоким мезонином сформирован масштабным портиком коринфского ордера, поставленным на аркаду и оформленным балюстрадой балкона на втором ярусе.
Колонны несут мощный антамблемент с фронтоном, фасад оформлен рустом и лепниной. Во второй половине XIX в. жилые помещения были переоборудованы под роскошную гостиницу «Лондон», принимавшую в своих стенах знаменитых и вельможных особ. С реконструкции 1870 г. и по нынешнее время здание принадлежит судебным органам.
Комплекс торгово-складских помещений в центральных кварталах, ведущих к набережной Волги, является образцовым примером архитектурно-градостроительной застройки екатерининских времен.
Основной ансамбль – Красные ряды или Гостиный двор – представляет памятник гражданской архитектуры конца XVIII — начала XIX вв., созданный в виде замкнутого каре со скругленными углами, окруженного арочной лоджией с простыми колонными портиками.
Внутреннее пространство организовано под торговый городок для продажи «мелочных» товаров, служащий этим целям по сей день. На береговом склоне находится ансамбль поздней постройки, также скомпонованный из лавок, объединенных колоннадами и аркадами.
Протяженную перспективу торговых рядов замыкает стройный силуэт белокаменной церкви с пятью зелеными куполами и золоченым шпилем колокольни.
Спасский храм в допетровском стиле 1766 г. постройки, акцентирующий и завершающий архитектурный образ центра, в 1793 г. был органично включен в комплекс Гостиного двора и дополнен высокой звонницей, украшенной сдвоенными пилястрами и нарядной маковкой.
Колокольня объединила простой четверик церкви с ложными закомарами и приземистой апсидой в целостный архитектурный ансамбль с классицистическим окружением. Служившая с 1930-х по 70-е гг. складом, церковь была восстановлена под музейное назначение, а в 2007 г. передана Епархии.
Усадебный особняк М.П. Дурыгина, созданный в 1780-х в стиле раннего классицизма, перестроен в позднеклассической манере в 1837-38 гг. по проекту архитектора М.М. Праве. Были расширены объемы, оформлены парадные фасады и интерьеры, пристроены боковые крылья.
Трехэтажный ампирный особняк помимо презентабельного внешнего вида блистает внутренним убранством, примечательны двусветный Белый зал, отличающийся превосходной акустикой, малый Золотой с картинной галереей, ажурная чугунная лестница с позолоченными элементами декора.
В великолепных интерьерах размещены экспозиционные залы краеведческого музея, воссоздающие историко-культурное пространство жизни местного дворянства XIX в.
Музейное здание возведено в 1913 г. по проекту архитектора Н.И. Горелицына к 300-летию Дома Романовых. Постройка с тремя ризалитами под пирамидальными кровлями и нарядным псевдорусским декором стилизована под теремное допетровское зодчество.
В помещении музея находится Художественная галерея с экспозицией «Три века русского искусства», представляющей русскую живопись с XVIII по XX вв.
В собрании — полотна провинциальных мастеров и известных художников. Здесь же коллекция композиций талантливого художника Е.В. Честнякова, работавшего в жанре народного искусства и прославившегося самобытным летописанием деревенской жизни.
В 1887 г. по из обычной городской усадьбы, выкупленной купцом и фабрикантом И.П. Третьяковым, был создан нарядный ансамбль доходных домов в стиле эклектики. Трехэтажный объем, включивший в себя старое здание, усложнен со стороны двора ризалитом.
Блестяще решен угловой фасадный сход, завершенный над скошенной частью призматическим эркером с изящной башенкой. Стены горизонтально членены выступающими карнизами и ритмичными оконными проемами, завершены крутыми кровлями, железными куполами и коваными балюстрадами.
Соседний корпус, соединенный с главным домом верхним переходом, декорирован лепниной и ажурными решетками. Дома сдавались в аренду под учреждения, магазины и жилье, ныне имеют аналогичное назначение.
Присылаем только по делу,
оповестим о снижении цены