Ансамбль Троицкого и Успенского соборов
Ансамбль находится в историческом центре Кинешмы и представляет собой комплекс из двух соборов, отдельно стоящей колокольни и дома священника.
Строительство соборов пришлось на разные века: 5-купольный Успенский кафедральный собор был воздвигнут в 1745г., а Троицкий (первоначально 1-купольный) — в 1838г., однако в ХХв. на нем были возведены еще 4 главы на круглых барабанах; сооружение пятиярусной колокольни приходится на 1798г.
В архитектурном отношении ансамбль представляет прекрасный образчик классицизма, столь распространенного в провинциальном храмовом строительстве. Удачно расположение комплекса — все вместе эти постройки образуют замкнутую систему, возвышающуюся на берегу реки и выгодно выделяющуюся на фоне малоэтажной застройки.
В советский период в зданиях соборов располагались гаражи и картинная галерея, но в 1991г. весь ансамбль перешел к церкви.
Благовещенская церковь
Церковь была возведена в 1805г. Первоначально это была 1-купольная белокаменная церковь с отдельно стоящей трехъярусной колокольней. В ХIХв. была сооружена объединившая церковь и колокольню обширная трапезная, и таким образом сегодня в основании строения лежит высокий четверик.
Во внешней отделке церкви объединяются черты классицизма и барокко: колокольню украшают портики с парными колоннами и фронтонами, а также четырехгранный шпиль, крыша церкви оформлена ступенчатым фризом, венчает ее граненый купол луковичной формы.
Стены церкви и трапезной отделаны в более строгом ключе — украшениями служат лишь классические пилястры. При храме работают библиотека и паломнический отдел.
Храм Преображения Господня
Это самое старое здание в городе. Первые упоминания о деревянном храме, располагавшемся на территории монастыря, относятся к 1453г., а в камне Спасо-Преображенский храм был выстроен в 1694г.
Пятиглавая церковь, выстроенная по канонам древнерусского зодчества, с луковичными куполами на изящных круглых барабанах в сочетании с расположенными через дорогу Успенской и Рождественской церквями долгое время задавала тон всей местной застройке.
В 1790г. и 1898г. были произведены частичные перестройки церкви.
В советский период была разрушена ограда и купольная часть церкви, внутри в разное время располагались кинотеатр, склады и литейный цех, и даже статус памятника архитектуры этому объекту был присвоен только в 1973г., но с 1995г. началось возрождение храма: восстановлена внешняя и часть внутренней отделки, проводятся службы.
Церковь Александра Невского
Церковь святого благоверного князя Александра Невского была построена в 1895 на пожертвования местного мещанского общества при кладбище. В плане представляет собой трехчастное строение с прямоугольной трапезной, колокольней с четвериком в основании и небольшого одноглавого храма с куполом луковичной формы.
Внешняя отделка выдержана в стиле эклектики: здесь используются и полукруглые пилястры на стенах и в обрамлении окон, и вытянутые арочные формы в разных вариантах: на окнах и на фризах храмового барабана и колокольни, арки кровли и окон объединены килевидной формой, а строгость отделке придают параллельные горизонтальные выступы на стенах и углах трапезной части.
В сквере через дорогу находится Владимирская часовня 2015г. постройки с интересными мозаичными иконами.
Храмовый комплекс
Храмовый комплекс, или Кинешемский кремль — это ансамбль, состоящий из двух церквей: летняя Церковь Вознесения, построенная на пожертвования прихожан в 1779г., и зимняя церковь Иоанна Златоуста, возведенная в камне в 1760г. В архитектурном отношении эти церкви интересны тем, что, будучи единым ансамблем, они представляют разные стили.
Церковь Иоанна Златоуста выполнена в стиле барокко, а церковь Вознесения Господня — в традициях древнерусского храмового строительства. Она использовалась в советское время для нужд Краеведческого музея, (поэтому пострадала меньше) и реконструкция здесь идет быстрее.
В плане храм представляет собой куб с выступающей с восточной стороны апсидой, увенчанный пятью главами на круглых барабанах и необычными куполами: луковка на цилиндрической ножке, в основании которой также лежит луковичная форма.
Церковь Сретения Господня
Это находящийся в процессе восстановления храм ориентировочно 1779г. постройки. Вследствие возведении колокольни в середине XIXв. и перестройки самой церкви в конце XIXв. получилось храмовое сооружение необычной формы: в основании лежит куб, но с северо-западного угла притвора к церкви примыкает придел колокольни (сохранились лишь два нижних четверика), а апсида самого храма направлена по традиции на восток.
В архитектурном отношении эта церковь интересна, во-первых тем, что при строительстве использовались устаревшие на тот момент традиции древнерусского зодчества, а во-вторых тем, что несмотря на эксплуатацию здания в качестве храма в советский период здесь чудом сохранилась древняя фреска, изображающая Сретение Господне.
Художественно-исторический музей
Музей был основан в 1919г. Сегодня он располагается в здании 1886г., имеющем статус памятника архитектуры XIXв., с пристроенной позже Богородицкой домовой церковью (1908г. постройки).
До революции эти помещения использовались для нужд Дома призрения бедных, впоследствии — разнообразных учебных заведений, а с 1994г. здесь выставляются картины и предметы декоративно-прикладного искусства XIXв. – начала XХв., переданные в музей в основном из национализированной коллекции местного помещика Н.П.Рузского.
Несмотря на небольшой объем, экспозиция представляет серьезную ценность: здесь выставляются работы Айвазовского, Коровина и Шишкина, есть выставка работ художников ХХв., проводятся передвижные выставки современных художников.
Краеведческий музей
Краеведческий музей в Кинешме входит в состав Художественно-исторического музея, однако в период с 2010г. по 2016г. экспозиция не выставлялась за неимением подходящего помещения. В 2016г. музею были переданы помещения в здании постройки середины XIXв., которое считается одним из самых красивых в городе.
В 2017г., помимо фондов, посвященных краеведению и быту местного крестьянства, также открылась экспозиция «Кинешемское купечество. Провинциальный стиль», раскрывающая быт, нравы и обычаи местных торговцев и купцов, которым город обязан строительством многих местных достопримечательностей.
В музее равно представлены как деловая жизнь купечества посредством фотографий, писем и документов, так и наполнение личного пространства и времени: мебель, элементы декора и предметы, использовавшиеся в быту, музыкальные инструменты, живописные и графические работы, иконопись.
Музей валенок
Этот музей — один из 4 посвященных исконно русской обуви музеев, существующих в России. Основан он был в 2012г. семьей Соколовых. Валенки в ней всегда валял глава семейства, и постепенно плоды его трудов просто перестали помещаться в доме, что неудивительно, учитывая что в экспозиции выставляется валенок, занесенный в книгу рекордов России — высота изделия составляет 168см., длина ступни — 110см.
Есть и совсем маленькие валеночки — меньше 1 см. Помимо размеров, экспонаты удивляют своей формой и отделкой, кроме того, в музее выставляются также предметы, которые использовались для изготовления валенок в разных исторических периодах. Почти все экспонаты можно трогать, что является несомненным преимуществом музея, в особенности для детей.
Парк культуры и отдыха
Парк имени 35-летия Победы — это благоустроенное парковое пространство в центре города с развитой инфраструктурой: детские игровые площадки, аттракционы и велодорожки, тир и прокат лыж в зимнее время предоставляют возможность для активного отдыха, а парковые дорожки и просторная территория прекрасно подходят для неспешных пеших прогулок.
В парке установлено несколько памятников: мемориал участникам Великой Отечественной войны, скульптура, посвященная труженикам тыла, в 1994г. неподалеку от места битвы был установлен памятный знак в честь кинешемцев, погибших в 1609г. во время польской интервенции.
Со стороны ул. Максима Горького парк переходит в музей под открытым небом — здесь выставлена военная техника: самолет, пушки и самоходные установки.
Присылаем только по делу,
оповестим о снижении цены